I. Завершение цикла законодательных инициатив по обеспечению защиты женщин и детей
1. Инициатива Президента
Президент К.Токаев подписал Законы «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей».
Председатель Сената Парламента РК Маулен Ашимбаев комментируя эти законы, отметил: «Президент страны Касым-Жомарт Токаев уделяет приоритетное внимание вопросам обеспечения защиты прав женщин и безопасности детей. В рамках поручений Главы государства были разработаны соответствующие Законы. В частности, вводятся дополнительные правовые механизмы для обеспечения законных интересов женщин и детей и укрепления института семьи в стране. Кроме того, усиливается ответственность за бытовое насилие».
Ранее депутаты Сената в двух чтениях одобрили закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и сопутствующий документ.
Основной закон предусматривает внесение изменений и дополнений в 15 законодательных актов РК, в том числе в семь кодексов и восемь законов. Сопутствующий закон предусматривает внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Устанавливается административная ответственность за травлю (буллинг, кибербуллинг) несовершеннолетних и за принудительную высадку из общественного транспорта ребенка, не достигшего 16-летнего возраста и другие поправки.
Главной задачей принятого закона является совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных основ государственной политики по вопросам обеспечения безопасности детей, профилактика и пресечение преступлений в отношении женщин и детей.
Как отметил государственный советник Ерлан Карин, законопроект был разработан депутатами Мажилиса в сентябре 2023 года, сразу после Послания главы государства, в котором он поручил усилить ответственность за семейно-бытовое насилие.
Ключевыми законодательными новеллами являются криминализация бытового насилия, ужесточение наказания за все формы насилия в отношении детей и целый комплекс профилактических мер по борьбе с домашним насилием.
«Защита фундаментальных прав женщин и детей является одним из приоритетов государственной политики и постоянно находится в центре внимания Главы Государства. На третьем заседании Национального курултая семейно-бытовое насилие обозначено президентом как один из социальных пороков, с которыми необходимо вести непримиримую борьбу» написал Ерлан Карин в своем Telegram-канале.
Президент К.Токаев регулярно поднимает вопросы защиты прав женщин и обеспечения безопасности детей. По инициативе Президента с 2019 года ужесточена уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности женщин и детей, торговлю людьми. Сформированы специальные подразделения по защите женщин от насилия в структуре МВД. По поручению Президента страны в 2021 году увеличена их штатная численность до 256 единиц. Такие должности теперь имеются в каждом городском и районном органе полиции. Введена также специализация следователей-женщин по расследованию насильственных преступлений сексуального характера в отношении женщин и несовершеннолетних.
В 2023 году Главой государства поручено ужесточить наказание за любые проявления семейно-бытового насилия. Данное поручение было заложено в План действий в области прав человека и верховенства закона, утвержденного 8 декабря 2023 года Указом Президента. В рамках его реализации заинтересованными государственными органами совместно с Уполномоченным по правам ребенка и депутатами Мажилиса Парламента выработаны законодательные поправки направленные на ужесточение ответственности за любые проявления насилия в отношении женщин и детей, укрепление института семьи и обеспечение безопасности несовершеннолетних.
Более того, Глава государства в начале года в своем интервью газете «Egemen Qazaqstan» сказал, что полностью поддерживает позицию простых граждан по данному вопросу. После этого законодательные меры были еще более ужесточены, и преступления по избиению и легкого нанесения вреда здоровью были переведены из Административного кодекса в Уголовный. Любой факт избиения теперь будет рассматриваться в рамках Уголовного кодекса Республики Казахстан.
Таким образом, криминализация домашнего насилия является исполнением поручений Президента об усилении ответственности за любые проявления насилия в отношении женщин и детей.
Ужесточение наказания за семейно-бытовое насилие был одним из ключевых пунктов предвыборной программы К. Токаева. С принятием нового пакета законов его предвыборное обещание об усилении противодействия семейно-бытовому насилию полностью выполнено.
Этот закон стал первым в СНГ по своим новеллам, предусматривающим обеспечение защиты женщин и детей.
Тем самым, завершился цикл законодательных инициатив, обеспечивающих многоуровневую защиту женщинам и детям как в семье, так и в обществе. Теперь, главное, реализовать потенциал закона, обеспечивая его соблюдение и полноценное исполнение.
2. Поддержка гражданского общества
Кейс Бишимбаева стал лакмусовой бумагой для казахстанского общества, изобличившим накопившиеся проблемы, скрытые барьеры, противоречивые взгляды и устои.
По данным Генеральной прокуратуры, ежегодно в Казахстане от рук семейных абьюзеров погибает не менее 80 женщин, ежедневно в полицию поступает примерно 300 заявлений по фактам бытового насилия.
По словам Уполномоченного по правам ребенка в РК Д.Закиевой, в прошлом году погибло 69 женщин и 7 детей. 342 человека подвергается семейно-бытовому насилию каждый день. «Данный закон направлен на формирование культуры недопустимости насилия» говорит уполномоченный по правам ребенка.
В ноябре прошлого года казахстанцы запустили на сайте Otinish.kz открытое письмо Касым-Жомарту Токаеву, в котором требовали ужесточить наказание за насилие в семье. «Несоразмерно мягкая реакция закона на небольшие по тяжести преступления в семейной сфере создают у потенциальных нарушителей чувство безнаказанности и закономерно влекут к более тяжким преступлениям, в том числе убийствам» отметили авторы петиции.
В апреле инициативная группа в составе казахстанских активистов и правозащитников запустили акцию «Напиши письмо в Парламент» с просьбой к жителям страны направить письмо с поддержкой закона в Сенат. Инициативу поддержали более 5000 казахстанцев, которые направили в Сенат письма с призывом принять в стране закон о криминализации насилия.
К моменту обсуждения законопроекта в Сенате онлайн петицию за ужесточение наказания за семейно-бытовое насилия уже подписали более 154 тысяч казахстанцев.
В начале апреля в Берлине и Италии прошли митинги в поддержку криминализации домашнего насилия в Казахстане, которые собрали 150 человек. Участники вышли с плакатами с разными лозунгами о семейно-бытовом насилии, правах женщин и в поддержку так называемого «закона Салтанат» на английском, итальянском, казахском и русском языках.
Таким образом, случившаяся трагедия стала неким рубиконом, переступив который общество уже не будет прежним.
Поэтому поправки в закон широко обсуждались в обществе и СМИ. На заседаниях Парламента принимали участие представители НПО, Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте, Национального центра по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка.
В целом, все поправки носят прежде всего фундаментальный характер, поскольку затрагивают широкий спектр вопросов, в том числе криминализацию пропаганды самоубийства как общественно опасного деяния. Они станут основой для дальнейшего развития гражданского общества и сформируют в сознании граждан новую современную модель общественных отношений, где во главу угла будут поставлены права человека, будет признаваться достоинство отдельной личности.
Во-вторых, эти нормы разрушат архаичные устои и традиции и впоследствии снизят криминальную активность агрессоров в сфере семейных и общественных отношений. Таким образом, в Казахстане сформируется нулевая терпимость, и новая семейная и гендерная политика Казахстана идет вслед за цивилизованными странами.
Самое главное, данный закон является консенсусом между исполнительной властью и гражданским обществом, результатом согласованных действия между Президентом и народом.
II. ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА
1. Защита прав женщин – проявление истинной демократии
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», также именуемый как закон «О семейно-бытовом насилии» является еще одним шагом в направлении демократизации нашего общества.
Тем самым укрепляется принцип социального равенства и в обществе формируется нулевая терпимость к проявлениям дискриминации по половому признаку.
В этом ключе, Президент К.Токаев проводит последовательные реформы, направленные на демократизацию общественной жизни в стране – реформировано выборное и партийное законодательство, усилена роль Парламента, придается огромное внимании гендерному равенству и соблюдению прав человека.
Не секрет, что проблема семейно-бытового насилия стала одной из наиболее широко обсуждаемых общественных проблем.
Новый закон содержит институциональные нормы и упоминания о насилии в отношении женщин и детей в общественной и частной жизни, является основой для дальнейших изменений семейно-бытовых и общественных отношений.
Документ направлен на признание достоинства человека, всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод гражданина. Он криминализирует побои и умышленное причинение даже легкого вреда здоровью в сфере семейно-бытовых отношений. То есть, закон исключает возможность лицам, совершившим любое опасное деяние, связанное с насилием в отношении женщин и детей, избежать полноты ответственности за совершенное им преступление. По задумке, такое изменение должно в конечном счете разрешить проблему виктимизации в семьях и существенно улучшить положение жертв бытового насилия.
2. Реализация принципа «закон и порядок»
Позиция Главы государства четкая: установить верховенство закона и сформировать справедливое общество, в котором соблюдается нормы закона. Установление закона и порядка является краеугольным камнем его предвыборной программы.
Принцип «Закон и порядок», выдвинутый Главой государства, подразумевает, что все проблемы должны решаться в правовом поле.
Принцип имеет две взаимосвязанные грани. Первая – «Где есть Закон, там есть и Порядок». Вторая – «Порядок есть там, где не нарушается Закон». Таким образом, важно не только неотвратимое наказание за совершенное преступление. Не менее важно предотвращение преступления.
К.Токаев в своем интервью газете «Egemen Qazaqstan» в январе этого года прямо высказался по этому поводу: «Я выступаю за укрепление принципа «закон и порядок», поэтому хочу четко и однозначно заявить: поддерживаю ужесточение наказания за семейно-бытовое насилие».
Законы «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» направлены на ужесточение ответственности за любые проявления насилия в отношении женщин и детей, укрепление института семьи и обеспечение безопасности несовершеннолетних.
Они направлены на реализацию поручений Главы государства об ужесточении ответственности за любые проявления насилия в отношении женщин и детей, укреплении института семьи и обеспечении безопасности несовершеннолетних, в том числе путем дальнейшего совершенствования деятельности Уполномоченного по правам ребенка.
Законодателем определены соразмерные ожиданиям общества виды наказаний. Более строгое уголовное наказание – эффективный способ предотвращения преступлений и защиты общества от опасных преступников.
На предотвращение преступлений нацелены законодательные новшества, направленные на укрепление института семьи, обеспечение безопасности детей, создание Центров поддержки семьи, функционирование контакт-центра «111» по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей.
Таким образом в законе предусмотрен комплекс мер, направленный, в первую очередь, на предотвращение преступления и обеспечение справедливости и защиты прав граждан.
В целом, дух закона имеет не карательный, а превентивный характер.
Кроме того, внесенные поправки призваны сформировать правовое сознание у детей. Введение административной ответственности за буллинг и киббербулинг несовершеннолетнего формирует механизм противостояния этому социальному злу, которое, к сожалению, не воспринимается нашим обществом серьезно. Как результат, долгое время не было действенных мер по противостоянию этому явлению.
Следует отметить, что зачастую буллинг встречается в среде несовершеннолетних. В этой связи у организации образования, долгое время не было законных механизмов противостояния буллингу. Они были вынуждены ограничиваться только профилактической беседой с буллером и постановкой на внутришкольный учет.
Законодательные новеллы не предусматривают ответственность несовершеннолетнего за буллинг, но вводят конкретное наказание родителей за действия своих детей, что должно выступить сдерживающим механизмом. Так, если деяние совершено несовершеннолетним в возрасте от 12 до 16 лет – предупреждение или штраф 10 МРП накладывается на родителей или лиц, их заменяющих. Появление такой ответственности позволит серьезно отнестись к этой проблеме как детей, так и родителей, и все общество.
3. Реализация формулы Токаева «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство»
Законы приняты в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента. Это свидетельствует о возрастающей роли законодательного органа, который выработал правовые нормы, направленные на решение острейшей социальной проблемы, волнующей абсолютное большинство наших граждан.
Законы также скреплены подписью Премьер-Министра, что свидетельствует о согласии Правительства с принятым законодательным актом.
Такая совместная работа Парламента и Правительства является ярким примером эффективности политики Главы государства, направленной на укрепление политической системы страны.
4. Реализация идеи Справедливого Казахстана
В последнее время насилие в отношении женщин и детей стало рассматриваться в стране как острая социальная проблема. Все конструктивные предложения экспертов и запросы простых граждан нашли отклик и поддержку со стороны Президента. Подписание Главой государства нового закона демонстрирует, что руководство страны, функционируя в контексте реализации принципа «слышащего государства», оперативно реагирует на общественный запрос.
Новый закон направлен на практическое усиление правовой защищенности женщин и детей. Разработанные нормы демонстрируют твердую намеренность государства всесторонне защищать права человека исходя из интересов граждан страны. С их принятием сделан еще один реальный шаг в этом направлении.
Создана действенная законодательная база, задающая четкий вектор развития страны в части защиты прав женщин и детей.
Закон стал результатом конструктивного взаимодействия гражданского общества и государства, направленного на решение острой и актуальной проблемы.
Пришло время совместной работы государства и общества, правозащитников и правоохранительных органов.
Другое из достижений этого закона – возможность для жертв абьюза получить полноценную защиту и поддержку, даже в случае «потери кормильца». Сегодня в стране работают множество центров поддержки семьи, кризисных центров, однако их профилактическая работа, по оценкам экспертов, не приносит удовлетворения. Эффективность различных программ по реабилитации детей и родителей-жертв также остается под вопросом. В свою очередь, новый закон помогает путем выстраивания межведомственного взаимодействия выводить семью из неблагополучной социальной среды, лишая пострадавших лиц зависимых отношений.
Чтобы дело с прекращением домашнего насилия было доведено до конца, в закон включили пункт, исключающий возможности примирения сторон по преступлениям, связанным с физическим насилием и жестоким обращением в отношении несовершеннолетних. Эта поправка «завязывает» руки агрессору и окончательно выводит жертву из абьюзивных отношений.
В целом, ход разработки и обсуждения закона показал, что курс К.Токаева на строительство Справедливого Казахстана пользуется широким общественным одобрением и поддержкой.
5. Новые обязанности правоохранительных органов
Ожидаемые результаты закона: усиление защиты прав женщин и безопасности детей, усиление защиты детей от сексуального насилия, снижение случаев самоубийства и приставаний сексуального характера, улучшение условий для семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, улучшение качества специальных социальных услуг, укрепление института брака и семьи.
Очень важным моментом, фактически не упомянутом упускаемым в информационном поле, является то, что принятие любого закона возлагает на уполномоченные государственные органы обязанности и по его исполнению.
Эффективность реализации закона будет прямо зависеть от того, насколько успешно будет выстроена согласованная работа правоохранительных органов, общественных организаций, СМИ и неравнодушных граждан.
Для более эффективной реализации указанных новелл в МВД будет создано специализированное подразделение по борьбе с семейно-бытовым насилием.
Если раньше часто фиксировались случаи отсутствия реакции правоохранительных органов на семейно-бытовое насилие, то теперь за подобное игнорирование они будут нести соответствующую ответственность.
В этой связи важно вспомнить высказывание К.Токаева о том, что «любые законодательные изменения не будут эффективны, если в обществе не будет полного неприятия, «нулевой терпимости» к любым формам агрессии и насилия».
Наши правоохранительные органы, в первую очередь полиция, должны в полной мере руководствоваться этими словами Главы государства.
III. НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН
Цивилизованность общества определяется его отношением к женщинам. Так, ключевой характеристикой развитого социума является предоставление женщинам равных прав с мужчинами.
Принятый Президентом закон о семейно-бытовом насилии, по сути, закрывает разногласия в данном вопросе, сигнализируя об абсолютной приверженности государства принципам равенства и верховенства закона.
Необходимо признать, что до подписания закона о семейно-бытовом насилии правовая система страны была выстроена с учетом интересов мужчин, практически игнорируя изначально уязвимое положение женщин. Нововведения фактически борются с так называемым «мужским шовинизмом», пустившим глубокие корни как в нашем общественном сознании, так и в системе правового регулирования.
Наиболее свежий пример проявления сложившегося «статуса кво» наблюдается в ходе широко транслирующегося судебного дела в отношении экс-министра К. Бишимбаева и Б. Байжанова. Примечательной стала видеозапись одного из полицейских, предположившего о виновности погибшей С. Нукеновой в своей смерти. Хочется верить, что принятый закон поставит «стоп» подобным проявлениям неуважения к жертвам насилия.
Закон о семейно-бытовом насилии подталкивает тысячи женщин к выходу из абъюзивных отношений, дает им правовую защищенность и возможность спастись. По сути, документ создает для них твердую почву для принятия решительных мер по отстаиванию своих прав и интересов. Он также повышает доверие данной группы граждан к государству, хотя ранее женщины не были способны даже поделиться соответствующей информацией ввиду отсутствия действенных мер наказания в отношении насильников. Криминализация побоев и причинения легкого вреда здоровью, а также ужесточение наказания до исключительно лишения свободы за умышленный средний и тяжкий вред здоровью придадут уверенность женщинам в том, что они смогут привлечь к ответственности «кухонных бойцов». Другими словами, закон поможет женщинам выжить и освободиться от тирании.
Согласно данным Генеральной прокуратуры, в 2023 году в правоохранительные органы поступило 100 тысяч жалоб на домашнее насилие. Это в три раза больше, чем за последние пять лет в совокупности. Такие показатели в полной мере объясняют остроту сложившейся ситуации и необходимость принятого Президентом закона.
Закон предусматривает восстановление отмененной в 2017 году уголовной ответственности за причинение легкого вреда здоровью, а также за нанесение побоев.
Теперь по новому закону примирение при неоднократных побоях и нанесении вреда здоровью женщинам и детям уже не предусматривается.
Новый закон призван по-настоящему оздоровить казахстанское общество, ведь семейно-бытовое насилие является современным бичом социума. Ужесточение наказания за подобные преступления нацелено на установление адекватного и соразмерного содеянному наказания, тем самым вырабатывая новую систему ценностей у населения. Главным акцентом в этой системе должно стать уважение прав женщин и формирование здоровых отношений между ними и мужчинами. Эти ценности необходимо заложить в головах подрастающего поколения.
Принятие закона основывается на понимании природы насилия – здесь пытаются искоренить причину, а не следствие. Исследования показывают, что корни насилия – в мачизме, патриархальных представлениях о подчиненной роли женщины, гендерном неравенстве и дисбалансе власти, то есть, когда один член семьи осуществляет власть над другим через контроль, угрозы или физическую расправу.
Чтобы минимизировать домашнее насилие, теперь создается целая социально-культурная экосистема: создание безопасной среды для детей и женщин и предотвращение преступлений в отношении них, ужесточение наказания за преступления в отношении несовершеннолетних, усиление профилактики правонарушений, а также психолого-педагогические сопровождение детей. Ужесточение наказаний и отказ от примирения в отношении тяжких преступлений создает более строгий режим наказания для лиц, совершивших насильственные и опасные деяния, что важно для обеспечения справедливости и законности в обществе.
Повышена ответственность за насилие, в том числе в семейно-бытовой сфере. С учетом общественного мнения криминализированы умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои.
Ужесточена ответственность за умышленное причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью.
Ранее для привлечения лица к ответственности за истязание требовалось доказать систематичность нанесения побоев и иных насильственных действий. Теперь вводятся нормы, определяющие ответственность за насильственные действия, совершенные с особой жестокостью, издевательством с целью доставить мучения потерпевшему. При этом при доказывании вины насильника, не требуется, чтобы потерпевший систематически испытывал подобные насильственные действия в свой адрес.
Закон о семейно-бытовом насилии можно назвать действенным институциональным механизмом защиты и реабилитации женщин. Он выводит проблему на новый, более высокий уровень, становясь своего рода превентивной мерой для сдерживания потенциальных преступников.
Прорывным можно назвать пункт нового закона, предусматривающий уголовное преследование по делам, связанными с умышленным причинением легкого вреда здоровью и побоями, независимо от подачи жалобы потерпевшим. Другими словами, преступления будут преследоваться по факту, а не по заявлению. Этот пункт придает закону предупредительный характер, тем самым уведомляя потенциальных преступников о неизбежности наказания.
Важным пунктом, направленным на защиту прав женщин и детей, станет введение возможности изолирования преступника сроком на 30 дней и наложения запрета на контакт с потерпевшими. Это положительно повлияет на психо-эмоциональное состояние пострадавших, предоставив им возможность полноценной реабилитации.
Законом о семейно-бытовом насилии ужесточаются карательные меры за проявление насилия в отношении женщин.
В частности, теперь за умышленное причинение среднего и тяжкого вреда здоровью предусматривается только лишение свободы до 8 лет. Тогда как ранее обвиняемый мог получить ограничение свободы.
Статья о причинении легкого вреда здоровью также была ужесточена – предполагается штраф до 200 МРП или арест до 50 суток. Кроме того, за это преступление теперь предусматривается не административная, а уголовная ответственность. Это же преступление, при наличии отягчающих обстоятельств, предусматривает штраф до 1000 МРП либо ограничение или лишение свободы до 2 лет.
За побои, которые также переквалифицированы в уголовное правонарушение, предусмотрено наказание в виде штрафа до 80 МРП или ареста до 25 суток. При отягчающих обстоятельствах побои повлекут штраф до 200 МРП либо арест до 50 суток.
Наряду с этим, была ужесточена ответственность за истязание. Теперь предполагается лишение свободы от 2 до 3 лет, в случае отягчающих обстоятельств – от 4 до 7 лет.
Таким образом, даже наименьшие побои предполагают внушительные штрафы или аресты на довольно долгий срок. Это существенно сдержит потенциальных насильников от агрессии в адрес своих жен и близких.
IV. НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ
Отношение к ребенку, это отношение к своему будущему. Не секрет, что многие проблемы современных взрослых, это результат травмы, полученные в детском возрасте. Нередко, эти травмы связаны с проявлением насилия.
От того какими будут наши дети зависят перспективы развития всего общества и государства. Именно по этой причине в развитых странах благополучие и безопасность детей выходит на первый план.
Введены нормы, ужесточающие ответственность за любые проявления насилия в отношении женщин и детей, а также призванные укрепить институт семьи, безопасность несовершеннолетних.
Существенно ужесточена ответственность за проявление любых форм насилия против детей. В Уголовном кодексе систематизированы и четко определены перечень преступлений против несовершеннолетних от причинения вреда здоровью до похищения и убийства. Совершившие такие деяния лица не могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с примирением.
За убийство малолетнего, изнасилование малолетнего, насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего предусмотрено самое суровое наказание в виде пожизненного лишения свободы.
За похищение детей отныне предусмотрено лишение свободы от 10 до 15 лет (ранее от 7 до 12 лет), а за незаконное лишение их свободы – от 5 до 10 лет (ранее до 5 лет).
Впервые введена уголовная ответственность за приставание сексуального характера к лицам, не достигшим 16-летнего возраста. До принятия этих норм, такая ответственность предусматривалась только за развращение лиц, не достигших 14-летнего возраста. За это предусмотрены исправительные работы до 200 МРП или общественные работы до 200 часов либо арест до 50 суток. Кроме того, обвиняемый может лишиться права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
Предусмотрено за похищение детей лишение свободы на срок от 10 до 15 лет лишения свободы (ранее от 7 до 12 лет), а за незаконное лишение их свободы – от 5 до 10 лет лишения свободы (ранее до 5 лет).
Новый закон также направлен на уменьшение случаев самоубийства. Если ранее предусматривалась уголовная ответственность только за доведение до самоубийства, то теперь – за склонение и содействие к совершению самоубийства. Подобные действия в отношении несовершеннолетнего повлекут лишение свободы от 5 до 9 лет. Тем самым эти меры усилят как профилактику предотвращения самоубийств, так и ответственность виновных в этом.
Новый закон предусматривает наиболее суровое наказание в виде пожизненного лишения свободы педофилам и убийцам детей. При этом исключены любые альтернативы. Тем самым к подобным лицам в обществе сформирована нулевая терпимость.
Новые нормы ориентированы на борьбу с травлей в школах. Так, впервые введена административная ответственность за травлю (буллинг, киббербулинг) несовершеннолетнего. За это деяние предусмотрено предупреждение или штраф в размере 10 МРП. Повторное совершение травли влечет штраф 30 МРП (110 760 тенге), а если деяние совершено несовершеннолетним в возрасте от 12 до 16 лет – предупреждение или штраф 10 МРП на родителей или лиц, их заменяющих. Подобное повышение ответственности для родителей, чьи дети занимаются буллингом сверстников, заставит их серьезно задуматься над воспитанием своих чад.
Установлена обязанность организаций образования незамедлительно сообщать правоохранительным органам о совершении несовершеннолетними или в отношении них противоправных деяний.
Известно немало случаев принудительной высадки детей до 16 лет из общественных транспортов. Это опасно для ребенка, который, чаще всего возвращается из школы самостоятельно. Теперь это будет считаться правонарушением, за который предусмотрен штраф в размере 5 МРП (18 460 тенге).
V. НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
Общественное внимание в большей степени привлекают нормы, связанные с усилением ответственности за любые проявления насилия в отношении женщин и детей.
Однако, не меньшее значение имеют нормы, направленные на укрепление института семьи. В частности, новым законом предусмотрено дальнейшее развитие института Уполномоченного по правам ребенка.
Впервые определен уполномоченный орган в сфере формирования государственной семейной политики. Эти функции возложены на Министерство культуры и информации (Комитет по делам молодежи и семьи).
Впервые на законодательном уровне созданы правовые основы функционирования контакт-центра по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей, в роли которого будет выступать юридическое лицо, определяемое уполномоченным органом в сфере информатизации.
При этом введены нормы, которые обязывают госорганы не только взаимодействовать по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей, но и предоставлять в контакт-центр информацию о принятых мерах по итогам рассмотрения обращений граждан.
Законом также предусмотрены новые принципы брачно-семейного законодательства, к числу которых теперь относятся – защита, сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей, основанных на укреплении института брака и семьи, отцовства и материнства и детства, а также принцип обеспечения нравственного и духовного воспитания детей в духе уважения к общечеловеческим, национальным, традиционным, культурным и семейным ценностям в части, не противоречащей Конституции и законодательству.
Особое внимание в законе уделено вопросу предоставления семьям психологической, правовой и социальной помощи. Для этого планируется создание новых Центров поддержки семьи на базе местных исполнительных органов. Ожидается реорганизация деятельности существующих Центров, нацеленная на придание им однородности. При оказании поддержки лицам с признаками бытового насилия Центры предоставляют им возможность проживания до одного месяца. При этом работодатель в период нахождения работника в организациях, предоставляющих специальные социальные услуги потерпевшим от бытового насилия, обязан предоставить ему отпуск до 30 дней без сохранения заработной платы.
Подобное выведение вопроса о важности комплексной помощи на республиканский уровень свидетельствует о критичности сложившейся ситуации и решительности государства по борьбе с проблемой семейно-бытового насилия.
VI. ГЛОБАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ
В повестке дня ООН касательно реализации задачи 16.2 области устойчивого развития на период до 2030 года намечено «положить конец надругательствам, эксплуатации, торговле и всем формам насилия и пыток в отношении детей». Для реализации задачи ЦУР Всемирная организация здравоохранения выработала пакет под названием «INSPIRE: Семь стратегий по ликвидации насилия в отношении детей».
Изменения в законодательстве нашей страны по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей призвано произвести серьезные трансформации социальных отношений. Более того, институциональные изменения должны привести к выработке новой модели социализации населения, укреплению ценностных установок в которых личность маленького человечка должна восприниматься как ценность.
Новое законодательство устанавливает адекватные наказания для лиц, совершивших опасные преступления против детей и женщин. Это дает обществу ясный сигнал о том, что насилие недопустимо и будет строго наказываться. Подобные подходы успешно реализованы в законодательстве многих стран.
Закон поддерживает принцип нулевой терпимости к насилию в отношении детей. Это поможет создать безопасную среду для женщин развития детей, обеспечит им защиту от жестокого обращения.
Казахстан, являясь ответственным членом международного сообщества, демонстрирует свою приверженность искоренению всех форм насилия как на глобальном, так и на национальном уровнях.
Борьба с насилием – одна из приоритетных государственных задач. Принимаются меры по созданию в обществе «нулевой терпимости» к насилию, обеспечению неукоснительного соблюдения принципа «Закон и порядок».
Сегодня Казахстан признан лидером по гендерному мэйнстримингу в регионе. В рамках Глобального форума «Поколение равенства», посвященного 25-летию Пекинской платформы действий (Париж, 2021 г.) Президент Казахстана озвучил взятие Казахстаном обязательств в рамках коалиций многосторонних партнерств по гендерному насилию и экономической справедливости.
Кроме того, Казахстан активно поддерживает совместный проект ООН и Европейского Союза «Луч света» по искоренению всех форм сексуального насилия и вредных практик в отношении женщин и девочек для стран Центральной Азии и Афганистана.
Консолидированные общие выводы госорганов и НПО выносились на обсуждение в рамках авторитетных международных площадок. Положительный опыт Казахстана по нормотворческой работе и правоприменительной практике в сфере борьбы с насилием в отношении женщин и детей презентован за последние два года на таких авторитетных международных площадках как Генеральная Ассамблея ООН в Нью-Йорке, в ряде стран Центральной Азии в рамках Диалога женщин ЦА, в Брюсселе и др.
VII. КОНТРАРГУМЕНТЫ ПРОТИВ КРИТИКИ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В целом, закон пользуется поддержкой большинства казахстанского общества. Вместе с тем, со стороны некоторых граждан имеются высказывания о возможных негативных последствиях закона.
Аргументы, выдвигаемые критиками закона, показывают их недостаточную информированность или ангажированность.
В частности, люди опасаются:
· возможных злоупотреблений новыми нормами;
· демографического спада и оттока молодежи;
· предположения о принудительном отлучении детей от семьи;
· применения «западного подхода» к вопросам семейных отношений в Казахстане;
· отсутствия в законе защиты мужчин, также оказывающихся жертвами бытового насилия;
· недостаточной проработанности ряда норм, например нормы о выселении семейных дебоширов из собственного жилья.
Следует отметить, что все высказанные претензии можно разделить на две большие группы: первая из них связана с недостаточной информированностью о сути закона, вторая проистекает из-за сохраняющихся у части граждан архаичных представлений о месте и роли женщины.
Именно недостаточная информированность явилась причиной распространения версий о том, что закон вводит принудительный отбор детей из семей, что закон является правовой калькой западных норм о ювенальной юстиции. Все вопросы такого порядка легко снимаются информационно-просветительской работой.
Во время обсуждения этих законопроектов, некоторые активисты начали распространять непроверенную информацию о том, что «родитель может лишиться родительских прав за повышение голоса на ребенка, за оскорбление ребенка, либо за низкий бюджет семьи».
Спикер сената Маулен Ашимбаев дал исчерпывающее опровержение по данному вопросу. «Уже сегодня в действующем законе «О браке и семье» есть нормы, по которым лишают родительских прав в случае совершения уголовных правонарушений. Но мы не видим массового лишения родительских прав. Такого не было в нашей истории. Мое личное мнение – нет никаких оснований считать, что если в дальнейшем закон подпишет Президент, то это приведет к массовому лишению родительских прав» сказал М.Ашимбаев.
По его словам, в законе нет норм, из-за которых власти будут отбирать детей у казахстанцев. «Это некорректная и неправильная интерпретация. Мы должны четко доводить до общественности, что закон не направлен на лишение родительских прав. Он работает на защиту женщин и обеспечение прав женщин и безопасности детей», — резюмировал спикер сената.
Заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха также дал разъяснение по данному вопросу: «Вопрос о лишении родительских прав рассматривается на комиссии по защите прав несовершеннолетних. Потом судом рассматривается совокупность всех обстоятельств, в первую очередь личность родителей. Поэтому, я думаю, это не повлияет никак на увеличение или уменьшение количества лишенных родительских прав» подчеркнул он.
Во время обсуждения законопроекта в Мажилисе депутат Жулдыз Сулейменова также отметила, «мы хотим, чтобы дети воспитывались в семьях. В целом мы хотим, чтобы институты детей-сирот были как-то изжиты из нашего общества. Поэтому изъятие детей из семьи не рассматривается данными законопроектами».
Эксперты также отмечают, эта информация фейковая, а вопрос лишения родительских прав относится к компетенции органов опеки. Как пояснила уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева, новых оснований для изъятия детей из семьи в законодательстве нет. «Норм по изъятию детей из семьи в данном законе нет. В настоящее время в действующем законодательстве, в Кодексе о семье с 2011 года закреплены все основания по отобранию детей, лишению и ограничению родительских прав. Данный законопроект также направлен на формирование культуры недопустимости насилия. Мы должны знать, что детей бить нельзя» сказала она.
По принятым поправкам исключается примирения за все уголовные преступления, связанные с насилием в отношении детей, ужесточили санкции за средний, тяжкий вред здоровью, истязание.
«Каждую поправку можно назвать именем ребёнка и женщины, погибших в результате насилия. Законопроект состоит концептуально из двух частей: профилактика, направленная на создание инфраструктуры помощи семьям и детям и ужесточение наказания за все формы насилия в отношении личности, в том числе детей» пояснила омбудсмен.
Преодоление второй группы претензий требует гораздо больших усилий.
В любом обществе есть разные группы, с разными взглядами, иногда абсолютно противоположными. Казахстанское общество здесь не исключение.
Например, в стране есть приверженцы нетрадиционного ислама, которые фактически не признают равные права женщин. Также есть радикальные феминистки, которые считают, что наше общество насквозь патриархально. Как полноправные граждане страны и те, и другие имеют полное право высказывать свое мнение.
Наша государственная власть, принимая новые законы, ориентируется на взгляды общественного большинства, которое в вопросе семейно-бытового насилия является фактически абсолютным.
Именно поэтому носители архаичных взглядов не могут прямо высказать свои взгляды и выдвигают всяческие псевдо-аргументы о снижении рождаемости, оттоке молодежи, злонамеренном западном влиянии и т.п.
Глава государства неоднократно высказывался о необходимости ускорения общественного прогресса. В своем интервью газете «Egemen Qazaqstan» от 3 января этого года он еще высказался о том, что «… нам нельзя скатываться в архаику». «Для нового подъема нашей нации мы должны постоянно впитывать в себя все прогрессивное и избавляться от всего, что тянет страну назад».
Опасения о сырости некоторых норм закона также преувеличены. Мировая практика свидетельствует, что большая часть законов в дальнейшем дорабатывается. Нарабатывается правоприменительная практика, выявляются какие-то неучтенные моменты. Это абсолютно нормально.
Вместе с тем, откладывать принятие закона из-за каких-то гипотетически возможных последствий фактически значит еще на какое-то время допустить безнаказанность семейных дебоширов.
Некоторые критики законодательных изменений пытаются представить их как ущемление прав родителей, как механизм контроля государства над родителями. Статистика свидетельствует, что в 2022 году в стране было совершено более 2000 преступлений против детей. Более трети из них носят сексуальный характер. Следует констатировать, что представители казахстанского отделения «ООН-женщины» считают, что эта статистика не в полной мере отражает ситуацию. Есть опасения, что не все случаев насилия в отношении ребенка может быть больше.
Общество и каждый гражданин должны понимать, что ребенок, это полноценный гражданин, субъект права, который должен быть защищен и если этими обязанностями родители пренебрегают, то государство не может позволить себе и не должно игнорировать проблемы ребенка. Главная для нас парадигма, ребенок – ценность, будущее. От его состояния зависит будущий прогресс.
Также, нередко можно встретить высказывания, что ребенка государственные органы могут изъять из семьи. Следует подчеркнуть, что это крайняя мера. Однако, что важно для ребенка, это быть в безопасности. Если нездоровые отношения в семье могут навредить ребенку, то закон позволит запустить институциональные механизмы, позволяющие огородить несовершеннолетнего от проблем, что позволит избежать более тяжелые для него последствия.
Некоторые противники пытаются спекулировать на «западной» тематике, пытаясь продвинуть антизападный дискурс в качестве противовеса поправкам. Для нашего общества важно взять лучшие практики по решению проблем насилия над несовершеннолетними. Опыт стран Северной Европы, которые достигли хороших результатов в процессе обучения, воспитания и защиты подрастающего поколения позволяют надеяться на успех.
Использование новых подходов демонстрирует гуманизацию казахстанского правосудия
Помимо ужесточения наказаний за насилие в отношении женщин и детей, закон предусматривает использование новых для нашего законодательства форм воздействия.
Например, вводится оказание обязательной психологической помощи преступникам по решению суда.
Основными причинами совершения семейно-бытового насилия являются такие социальные проблемы:
· социальная неустроенность;
· «пьянство», наркомания;
· изоляция и закрытость семьи;
· азартные игры (лудомания);
· проблемы личностного плана (низкая самооценка, детские травмы, стресс).
Агрессор зачастую и сам не понимает, что из вышеперечисленного привело к возникновению семейно-бытового конфликта и факта бытового насилия.
Психокоррекционная работа помогает понять причину агрессивного поведения, влекущего возникновение семейно-бытового конфликта тем самым предупреждая совершение агрессором более тяжкого правонарушения в сфере быта.
Проведенные ранее пилотные программы в городах Астана, Алматы и Павлодар показали, что те агрессоры, которые прошли психокоррекционные курсы, более не совершали бытовое насилие.
Не каждый дебошир добровольно соглашается на проведение психокоррекции в отношении себя. Именно для этого вводится оказание обязательной психологической помощи по решению суда.
Закон также предусматривает введение правовых основ для работы контакт-центра «111» по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей.
Одной из важных новелл является законодательное закрепление вопросов создания и функционирования Центров поддержки семьи.
Использование зарекомендовавших себя в мире форм воздействия неуголовного характера способствует дальнейшей гуманизации казахстанского правосудия.
Принятие закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» вызвал у некоторых граждан необоснованные опасения о том, что казахстанцев планируют массово лишать родительских прав.