«Что мы имеем? В мире насчитывается более четырехсот атомных станций. Большинство из них расположены в Северной Америке, Европе, Азии — в частности, в Японии, Китае и Корее. Почему атомные станции не строят в Африке и некоторых странах Азии, а у нас об этом разговор только начинается? Дело в том, что развитие экономики напрямую зависит от объема вырабатываемой электроэнергии. Вся производственная база Америки работает на конвейерных линиях, а не на ручном труде, что обеспечивает высокую производительность. Для этого требуется много электроэнергии, и они не боятся использовать атомные станции.
Во Франции, например, 70% электроэнергии вырабатывается атомными станциями. А у нас, в декабре прошлого года, не хватило 9% необходимой электроэнергии, и мы вынуждены были закупать ее у России и Кыргызстана, что, конечно, стоит денег. Построив хотя бы одну АЭС, мы сможем компенсировать этот дефицит. Президент упомянул о планах построить до трех станций.
Поэтому каждый из нас должен задуматься, какое наследие мы оставим внукам и правнукам. Все наши базовые электростанции были построены еще в советское время, и 65% их оборудования уже изношены. Через 10 лет их придется списывать. Кто будет вырабатывать электроэнергию тогда? Построив одну АЭС, мы решим только текущий дефицит, но для развитой экономики и энергетической независимости от других государств нам нужно 2-3 станции.
К тому же, построив атомные станции, мы сможем экспортировать электроэнергию, что принесет доход в бюджет страны.
Что касается Балхаша, о котором сейчас столько говорят. Сравнили Белорусскую АЭС и выяснили, что водопотребление для АЭС составляет лишь 0,3% от объема испарений Балхаша. Это минимальная угроза для озера.
Теперь о Чернобыле. Многие пугают возможностью повторения катастрофы. Однако важно понимать, что Чернобыльская АЭС использовала устаревший реактор РБМК. Сегодня проекты станций третьего и третьего плюс поколения принципиально отличаются. Что касается утилизации отходов, сейчас в России разрабатываются установки четвертого поколения, которые будут использовать отработанное топливо для выработки электроэнергии.
6 октября каждому из нас предстоит сделать выбор: хотим ли мы видеть Казахстан процветающим, с будущим для наших детей и последующих поколений? Если да, то ответ очевиден.